Кризис на стадии духовного преображения.
Упомянутый подъем состоит в полной трансформации и перерождении личности. Здесь можно выделить несколько фаз:
- фаза устранения препятствий потоку духовных сил через активные ощущения;
- фаза развития внутренних способностей прежде скрытых или слабо выраженных;
- фаза покоя, в течение которой человек безмолвно работает с собой, терпеливо перенося встречающиеся препятствия на пути духовного преображения. Это время, полное перемен, когда возможны «взлеты и падения». Но не надо забывать и о внешней личной жизни.
Иногда внутренние проблемы духовного развивающегося человека усугубляются непониманиями и несправедливыми оценками семьи, друзей. Некоторые могут услышать неодобрительные замечания «о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни». Подобные суждения не должны вызывать подавленности, душевного смятения и уныния. Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает выработать твердость и независимость суждения. Надо помнить, что речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. «Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки - беспомощности и бессознательности». В отличие от гусеницы человек лишен «стадии куколки», он должен оставаться на своем месте и выполнять свой долг перед семьей и обществом так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного.
Иногда из-за внутренней перегрузки у человека возникают раздражительность, истощение, подавленность, бессонница, что может привести к какому-либо физическому недомоганию. В этот период следует разумно относится к себе и к окружению и плодотворно растрачивать силы на внутреннюю и внешнюю деятельность. Надо знать, что все страдания и недуги когда-то кончаются, и духовный рост приводит к полному выздоровлению и вознаграждению за все пережитое.
О духовном росте человека говорит и Кен Уилбер.
Духовный рост означает расширение горизонтов, расширение границ вовне и в глубину. Духовный рост идет через сознание человека. Сознание К. Уилбер представляет как спектр, нечто подобное радуге, состоящей из диапазонов (уровней) самоотождествления. Знакомство со спектром сознания, с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней, - помогает человеку, как непрофессионалу, так и профессионалу, лучше ориентироваться на пути самопознания и саморазвития.
«Кто я?» Задает себе вопрос человек. Прежде чем ответить на вопрос «Кто я?», К. Уилбер рассматривает особый фундаментальный процесс, который разворачивается в ходе этого ответа: «Что при этом происходит у вас в голове? По-видимому, вы описываете себя, какими вы себя знаете, включая в описание факты, которые считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете думать, например, что «я неповторимая личность, существо, наделенное определенными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает, я инженер и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол…» И далее вы можете перечислять свои мысли и чувства.
Между тем, говорит К. Уилбер, в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда мы отвечаем на вопрос «Кто я», мы проводим мысленно разграничительную черту через все поле того, что мы испытываем. То, что оказывается внутри это черты, мы называем «собой», а то, что оказывается вне ее, мы называем «не-собой». «Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите разграничительную черту между тем, что вы называете собой, и тем, что не называете собой. Ответ на вопрос «Кто я?» находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения».
В основе любого ответа на вопрос «Кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура – процедура проведения пограничной линии «между собой» и «не-собой». Замечательная особенность этой пограничной линии в том, что она довольно часто имеет способность смещаться. Все течет и изменяется, со временем изменяется и человек, поэтому человек может по прошествии какого-то времени сдвинуть пограничную черту, «составляя новую карту своей души и обнаружить на ней территории, о существовании которых даже не подозревал». Пограничных линий так же много, как и людей, которые их проводят. Но любая линия относится к одному из нескольких ясно различимых классов. Рассмотрим базовые пограничные линии.
Самой распространенной пограничной линией является «граница кожи», окружающей организма человека. Внутри границы кожи все есть «мое» («это я»), все что снаружи «не мое» («не я»). Если пойти дальше, то можно провести границу внутри организма. Почему? Спросите себя: «Считаете ли вы себя телом, или же находите, что вы обладаете телом?» Большинство людей ответят, что они обладают телом. Тело при этом кажется уже не столько «мною», сколько «моим». Это мы осознаем умом (в различной литературе можно встретить разные определения – ум, психика, эго). Пограничную линию мы проводим между умом и телом. Эта пограничная линия между умом и телом возникает не в момент рождения ребенка. По мере того как ребенок растет, возводятся и укрепляются границы между «я» и «не я». Именно в юности закладываются основы самоопределения. Вступая в зрелый возраст человек, непосредственно отождествляет себя с умом (со своим эго).
По разным причинам человек может отказаться и не считать своими некоторые из сторон своей психики, как бы сузить образ себя. Такой суженный образ себя К. Уилбер называет «маской». Нежелательные же стороны своей психики, от которых человек отказывается, К. Уилбер называет «тенью». Это еще один из основных типов пограничной линии.
Следующий тип пограничной линии, привлекающий к себе большое внимание, связан с так называемыми трансперсональными явлениями. Термин «трансперсональный» означает «надличный», «более чем личный» и указывает на то, что некий процесс, протекающий в человеке, выходит, в каком-то смысле, за пределы человека. Простейшим примером такого процесса может служить экстрасенсорное или сверхчувствительное восприятие (СЧВ) – телепатия, ясновидение, предвидение. К трансперсональным явлениям можно отнести внетелесные переживания, переживания надличного «я», пиковые переживания и пр. Во всех этих случаях граница между «я» и «не-я» расширяется за границы кожи организма. Надличные переживания напоминают отчасти сознание единства. Но в сознании единства человек отождествляется со Всем, абсолютно со всем. В надличных же переживаниях личное отождествление (лично тождество) не расширяется до масштаба Целого, хотя распространяется за пределы организма.
Выше уже говорилось, что человеку свойственно много уровней самоотождествления. Эти отождествления являются наблюдаемыми реалиями. К. Уилбер говорит, что «в связи с этим создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто подобное радуге, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления». Существуют, разумеется, вариации указанных уровней, и они могут быть дополнительно разделены на множество подуровней. Описанные выше наблюдаемые реалии служат «базовыми, основными аспектами человеческого сознания».
Различные уровни спектра отличаются не только в плане самоотождествления, но и в плане характеристик. Возьмем, к примеру, такую широко распространенную проблему, как «конфликт с собой». Очевидно, что поскольку существуют разные уровни «себя», существуют и различные уровни конфликта с собой. Можно сказать, что пограничная граница представляет собой потенциальную «линию фронта». Поэтому, определяя границы своей души, человек тем самым определяет и «характер предстоящих ей битв». Границы самоотождествления разделяют те стороны Вселенной, которые человеку предстоит рассматривать как «себя», и те, которые ему предстоит рассматривать как «не-себя». Знакомясь со спектром сознания, человек может разрешить многие проблемы своей жизни.
Итак, разные уровни спектра сознания отличаются по характеристикам. Констатацией этого факта К. Уилбер подводит нас к одному из самых интересных моментов. В настоящее время существует чрезвычайно широкий и все возрастающий интерес ко всякого рода школам и методикам. Множество людей обращаются к психоанализу, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзэн-буддизму, трансакционному анализу, рольфингу, индуизму, биоэнергетике, йоге и пр. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным образом вызвать изменения в человеческом сознании.
Человеку, стремящемуся к самопознанию, надо помнить, что все эти школы в действительности представляют собой подходы к разным уровням человеческого сознания. Надо ясно осознавать, что различные религиозные и психологические школы представляют собой «не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровней человеческого сознания.